7 сентября заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кузьмицкий совместно со статс-секретарем – заместителем Министра экономического развития РФ Алексеем Херсонцевым в режиме видео-конференц-связи провели совещание по вопросу реализации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, реформы контрольной (надзорной) деятельности.
В мероприятии приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, начальник Управления Генпрокуратуры России по Приволжскому федеральному округу Александр Окатьев.
От Кировской области в совещании приняли участие главный федеральный инспектор по Кировской области Григорий Житенев, Председатель правительства региона Александр Чурин, прокурор области Андрей Оборок, министр экономического развития Кировской области Наталья Кряжева.
Алексей Кузьмицкий отметил, что основная идея реформы состоит в том, что контроль должен осуществляться в рамках единого подхода, базироваться на единых принципах на всех уровнях. «Упрощаются и стандартизируются процедуры для разных видов контроля, изменяются подходы к оценке эффективности контроля. Это крайне важно для бизнеса и улучшения делового климата», - подчеркнул замполпреда.
Вячеслав Тимченко в своем выступлении обозначил, что Правительством и Федеральным Собранием проведена масштабная работа по реализации поручения Президента Российской Федерации о проведении «регуляторной гильотины», парламентарии приняли активное участие в разработке реформы государственного контроля, одно из нововведений – парламентский контроль за состоянием контрольно-надзорной деятельности: с 1 января 2022 года Правительство Российской Федерации ежегодно будет направлять в Совет Федерации и в Государственную Думу сводный доклад о государственном и муниципальном контроле.
В ходе совещания Алексей Херсонцев рассказал о проводимой Минэкономразвития России системной работе по внедрению новой модели контроля.
«Профилактика становится ключевой мерой взаимодействия с бизнесом. Главная цель контроля – не наказать, а предотвратить нарушение обязательных требований. Профилактика напрямую связана с системой управления рисками и предусматривает большее внимание объектам с повышенными категориями риска. Всего предусмотрено
7 профилактических мероприятий, большинство из них новые (консультирование, профилактический визит, самообследование). Мы уже видим первые результаты – в ПФО с 1 июля 2021 года территориальными органами федеральных органов проведено
1 636 профилактических визитов, объявлено 5 792 предостережения. Наиболее активно применяются профилактические мероприятия в Саратовской и Пензенской областях.
Мы надеемся, что число профилактических мероприятий будет уверенно расти во всех регионах», - отметил заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.
Начальник Управления Генпрокуратуры России по Приволжскому федеральному округу Александр Окатьев затронул вопросы защиты прав предпринимателей при осуществлении в отношении них контрольных и надзорных мероприятий, а также качества подготовки в регионах нормативно-правовой базы для реализации реформы контроля (надзора). «В настоящее время вызывает опасение своевременность разработки субъектами Российской Федерации положений о видах регионального и муниципального контроля. Кроме того, значительное количество поступающих в органы прокуратуры проектов указанных положений содержат большое количество противоречий федеральному законодательству, что также замедляет процесс их принятия», - подчеркнул Александр Окатьев.
Алексей Кузьмицкий, в свою очередь, обратил особое внимание, что залогом успешной реализации реформы является своевременная и качественная проработка вопросов формирования соответствующего правового поля. В этой связи регионам округа необходимо принять исчерпывающие меры по приведению нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие федеральному законодательству, а также обеспечить принятие новых положений о видах регионального и муниципального контроля.
«Важной составляющей работы на всех этапах реформы является выстраивание конструктивного диалога на региональном и муниципальном уровне между регуляторами, проверяющими и предпринимателями. Прежде чем проверять бизнес, важно разъяснить – какие требования он должен будет соблюдать. Целесообразно организовать и провести обсуждение с бизнес-сообществом проектов принимаемых в регионах нормативных актов по контрольно-надзорной деятельности, привлекая к этой работе и уполномоченных по защите прав предпринимателей», - отметил заместитель полномочного представителя.
С докладом от Кировской области выступила Наталья Кряжева.
– «В результате реализации мероприятий целевой модели и приостановления проверок в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой количество плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году по отношению к 2019 году снизилось в 4 раза (с 193 в 2019 году до 48 в 2020 году), внеплановых – в 3 раза (с 4868 в 2019 году до 1568 в 2020 году). Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания в 2020 году, снизилось в 3 раза по отношению к 2019 году (с 788 в 2019 году до 274 в 2020 году).
Справочно. С 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Законом № 248-ФЗ используется риск-ориентированный подход, который предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.